Close
Есть вопрос?
Напишите нам!
Нажимая кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных
традиции и тренды
Орнамент в дизайне
Орнамент — это бессмертный инструмент для декораторов, художников, дизайнеров и прочих творческих личностей. Его можно использовать в абсолютно разных сферах, на разных носителях и для разных целей, и основная  — это отсылка к традиционности.
Орнаменты часто используются в современном дизайне. Я собрала примеры из разных сфер и видов продукции, подобрав к ним образцы оригинальных орнаментов. А в конце статьи узнаете мой ответ на вопрос: «Где стоит применять орнаменты?»
Ребрендинг Гжель от Супрематики
Ребрендинг «Объединения Гжель» — яркая попытка объединить прошлое и настоящее, традиции и современность. В шрифте сочетаются округлые и острые элементы, похожие и на извилистую гжельскую продукцию, и на брутальные квадратные формы, с помощью которых ее отливают. Посмотрим, будет ли использовать стиль заказчик, приживется ли такая трансформация в повседневных коммуникациях бренда.
Хохлома х Алёна Ахмадуллина
Хохлома долго была за пределами фэшн-индустрии и модного контекста. Торговый дом «Хохлома» (находится под управлением Нижегородской области) пригласил дизайнера одежды Алёну Ахмадуллину выступить креативным директором, чтобы сделать промысел стильным и современным. Результатом стал запуск бренда «Хохлома х Алёна Ахмадуллина». Новый бренд займётся производством одежды, аксессуаров, предметов интерьера, посуды, детских игрушек и ювелирных изделий.
В основе дизайна коллекции «Хохлома х Алёна Ахмадуллина» лежат базовые элементы хохломской росписи. Дизайнер провела масштабное исследование орнаментов, в том числе уникальных образцов XIX в., найденных в музее хохломы в Семёнове и Российском музее прикладного искусства, переосмыслила классическую хохломскую роспись и интерпретировала её для современного применения.
На фоне санкций и ухода из России многих западных брендов у россиян наблюдается стремление к истокам, своим традициям и поиску новых смыслов на их основе. Похоже, что тренд на "русскость" — это не временное явление, а глобальный процесс, который продолжает набирать обороты.
Музеи Московского Кремля от Depot
Работа над новым оформлением комплекса Музеев Московского Кремля началась в 2016 году. Её целью стало объединение всех объектов, входящих в состав Московского Кремля, и более близкое современному зрителю визуальное оформление.
Богатство и разнообразие их коллекции подчёркивают контрастные насыщенные цвета. Характерные формы образуют яркий выразительный коллаж, олицетворяющий многоплановость музея.
Невозможно выделить один стиль росписи, так как они опирались именно на коллекцию разнообразных экспонатов из разных стран.
Юбилейная айдентика Суздаля от Студии Артемия Лебедева
Сокол в логотипе позаимствован из старинного герба Суздаля. Синий цвет отсылает к величественным куполам собора Рождества Пресвятой Богородицы, а форма глаза — к традиционным местным узорам. Упрощенная форма отражает современную тенденцию на упрощение. Шрифтовая часть у меня вызывает вопросы, но авторы утверждают: «Альфа и омега в шрифтовой части прямо говорят о вневременной ценности города».
Основные графические элементы — с суздальских изразцов, которые активно использовались для украшения печей.
Айдентика Молдовы от Publicis
Создание айдентики является частью программы продвижения страны для привлечения туристов. В основу творческой идеи легли молдавские национальные орнаменты на коврах, вышивках на полотенцах, блузках и юбках. В резьбе по дереву часто встречается местный цветок — бусуйок, который для молдаван традиционно ассоциировался с праздниками. В молдавской культуре также имеет значение «древо жизни» — символ вечной молодости и бессмертия. Дерево, выполненное в такой технике, напоминает карту маршрутов, увязывая стиль с ассоциациями путешественников.
Основное вдохновение взято из орнаментов на килиме — безворсовом ковре ручной работы, самом распространенном в Молдове.
Палетки теней из 90-х от BEAUTY BOMB
Ничего общего с традиционными русскими орнаментами коллекция теней, конечно, не имеет. Коллекции дали яркое название «Хулиганс», ее выпуск был посвящен 90-м годам. В оформлении использована ассоциация с коврами, которые висели в советских домах. «Ковер задает стиль всей комнате, а тени — макияжу», — сказано на сайте в описании товара. У каждого цвета теней тоже есть отсылка к 90-м: зеленый с блестками назвали «Распутин», а серебристый — «Бродяга бой».
Восточный грильяж от РотФронт
И в фантиках, и на групповой упаковке конфет главную роль играет орнамент. Цвета не самые «пищевые», но очень значимые для мусульманской культуры, как и сам орнамент — арабеска. В связи с религиозным запретом в исламе на изображение живых существ восточным орнаментам свойственна бессюжетность и абстрактность. Бесконечность является еще одной неотъемлемой характеристикой орнамента, из-за чего любой узор всегда можно продлить.
Coffesso
Неоднозначный пример — упаковки кофе Coffesso. По задумке на фоне каждой упаковки расположен орнамент той страны, откуда родом сорт кофе. Но выбор орнаментов не самый аутентичный, так как в основе каждого фона оказалась керамика культуры майя.
Какие же они должны быть на самом деле? Колумбия — мочила. Очень угловатый и яркий орнамент.
Название для орнамента Эфиопии, к сожалению, найти не удалось. Но он совсем не похож на то, что изображено на упаковке кофе.
Бразилия ближе к правде, но всё ещё мимо. Здесь была распространена вышивка, в которой преобладают растительные и зооморфные мотивы. Но, возможно, упаковка ссылается на культуру маражоара, находившаяся в устье реки Амазонки.
Несмотря на неточное использование орнаментов в дизайне, упаковка работает — каждый вид легко отличить, прежде всего, по цвету.
Айдентика приложения от Embacy
При создании айдентики британского финтех-проекта, выходящего на рынок в Нигерии, дизайн-студия использовала орнамент, распространенный в этой стране. Яркий паттерн выделяет приложение среди других. Дизайнеры сфокусировались на иллюстрациях и графических элементах, но не отказались от аквете.
Африканские паттерны взрывают своей ритмикой — они угловатые, заигрывающие, яркие, а главное, знакомые потребителям конкретного рынка.
Коллекция от Nutri Free
Итальянский бренд выпустил «керамическую» коллекцию паннетоне. Упаковки имеют один орнамент, но отличаются цветовой гаммой — под вкус десерта. За основу взято керамическое искусство — майолика. Орнамент имеет то же название, что и сам вид керамики.
Айдентика фестиваля Gran Fira de València
За основу элементов айдентики фестиваля взята испанская традиционная керамика. Также в дизайн афиш добавлены элементы праздника: конфетти, салюты, звезды. Они показывают, что это все же фестиваль-вечеринка, а не просто изучение культурных традиций.
Талавера — симметричная, яркая керамика с элементами растительного орнамента.
Айдентика ресторана индийской кухни от Curried Away
При ребрендинге основой решения стали два традиционных индийских орнамента — ранголи и мандала. Форма мандалы присутствует как знаковая часть логотипа, а отдельные элементы — в фонах упаковки.
Эти два орнамента не просто раскраски-антистресс — это молитвы. Вырисовывая каждую деталь, человек молится обо всём, что душа пожелает.
Мексиканская коллекция от Pepsi
Успешная рекламная кампания с аутентичными банками от Pepsi. Создавая эту серию из шести коллекционных банок, Pepsi вдохновлялись местными историями и традициями разных регионов. Изначально планировалась продавать серию только в одном штате Мексики. Но акция стала популярной, продажи резко возросли, и в итоге коллекция прожила дольше, чем планировалось, и продавалась по всей стране.
Главным источником вдохновения послужило декоративно-прикладное искусство разных городов и регионов Мексики — керамика сальтильо и живопись отоми.
Упаковка Buldak от Samyang
Для создания «национального корейского акцента» в упаковке используется несколько элементов: маскот-курица одета в традиционную корейскую одежду с упрощенными, но узнаваемыми геометрическими элементами орнамента. На щеках курицы — два тэгука (элемент южнокорейского флага). Вокруг неё расположены овощи из традиционного рецепта кимчи. Благодаря комплексу этих элементов, потребитель может понять, что именно эта лапша приготовлена по «истинному» рецепту.
На другой упаковке мы видим стилизованный мексиканский орнамент по бокам, курицы одеты в пончо и сомбреро, а вокруг — кукуруза. Догадались? Лапша — мексиканская 😊
Kape de Filipina
Kape de Filipina — кофейный бренд из Берлина, который специализируется на филиппинском кофе. Они стремятся вернуть Филиппины на мировую кофейную карту и хотят, чтобы их аудитория получила полное представление о филиппинском кофе, в том числе о его разнообразии, уникальных вкусах и сообществах, стоящих за производством. Для каждого вида кофе бренд использует уникальные орнаменты, вдохновленные ткаческим искусством филиппинцев.
PrintGo
Сувенирная компания PrintGo лично для меня стала находкой. Это прекрасное обновление традиционной вьетнамской живописи — все очень яркое, привлекательное, и прекрасно считываются традиционные мотивы. На их сайте можно найти огромное количество интересных упаковок.
Вьетнам, конечно, имеет свою традиционную живопись, но исторически сложилось так, что все декоративно-прикладное искусство в Азии имеет схожие стилизованные элементы.
Основное направление вьетнамского декоративно-прикладного искусства — донгхо (ксилогравюра).
Где уместно использовать орнаменты?
Там, где необходимо создать национальный акцент для указания особенностей продукта — например, корейский суп или филлипинский кофе. Дизайнерские решения таких задач чаще всего оперируют широко известными стереотипами, но иногда встречаются действительно аутентичные, тщательно подобранные элементы.

Там, где нужно вызвать эмоциональный отклик, чувство принадлежности, гордости. Например, мексиканская коллекция от Pepsi, фестиваль в Валенсии или «Хохлома х Алена Ахмадуллина». Так традиционной культуре дается новое дыхание, пробуждающее чувства у старшего поколения и повышающее интерес у молодых.

В России укрепляется тренд на традиционность: люди стали чаще говорить о национальности, о важности истории народов и их традициях. Поэтому нам как дизайнерам важно уметь творчески применять орнаменты в качестве инструмента.

Автор: Диана Демотко
Фотографии автора или из открытых источников в сети Интернет